Menu




События последней минуты матча

Именно в это время началась серия серьезных судейских ошибок.

Видео:

Джим Форбс забросил мяч, сократив разрыв в счете до одного очка. В этот момент до конца игры оставалось 38 секунд.

Советская команда имела в своем распоряжении 30 секунд. За это время, по правилам того времени, команда обязана была совершить бросок в направлении кольца, иначе мяч передавался соперникам. Советская команда решила израсходовать все отведенное время. В результате Александр Белов вынужден был атаковать из неудобной позиции. Его бросок накрыл Макмиллен, но Александр подобрал отскочивший мяч. С этого момента отсчет 30 секунд начался заново, а играть оставалось всего 8 секунд.

Некоторые советские игроки и зрители утверждали, что на Александре в этом эпизоде сфолили. Просмотр видео не подтверждает этого. Джеймс Форбс (номер 10) и Том Макмиллен (номер 13) прыгали вертикально и держали руки наверху. Никаких признаков фола не видно.

Итак, Александр Белов владел мячом за 8 секунд до конца матча. Напрашивающимся решением являлся пас однофамильцу Сергею, который стоял совершенно один в четырех метрах от Александра. Это действие, вероятно, привело бы советскую сборную к победе через 8 секунд.

Однако вместо этого Александр совершил ужасную ошибку, бросив мяч назад через полполя стоявшему в центре площадки Саканделидзе. Дело не только в том, что Саканделидзе был прикрыт Хендерсоном, но еще и Коллинз предугадал намерение советского игрока и, рванувшись вперед, перехватил этот пас. Коллинз побежал вперед, и когда он уже добежал до трехсекундной зоны и прыгнул, Саканделидзе был вынужден сфолить, чтобы не позволить Коллинзу забросить легкий мяч.

Мнения советских игроков и тренеров относительно оправданности этого фола разделились. Хотя большинство считало, что фол был необходим, Жармухамедов и Белов считали, что без него можно было обойтись, поскольку была возможность иным способом защитить кольцо. И действительно, в момент фола Сергей Белов уже находился под кольцом, готовый к прыжку, а Александр Белов отбил мяч, летевший в сторону кольца - Коллинз все же успел сделать бросок.

Довольно трудно отвести взгляд от Коллинза, падающего вниз с двухметровой высоты. Но если проследить за мячом, можно видеть, что он ударился о щит и начал снижаться в направлении корзины. Неясно, попал бы мяч в корзину в случае невмешательства Александра или нет. Такая ситуация называется "помеха попаданию" и наказывается засчитыванием мяча. Судьям матча, конечно, было хорошо известно это правило. Более того, в первой половине игры тот же Александр Белов точно так же отбил мяч, летевший от щита в сторону кольца, и судьи засчитали мяч - счет стал 11:7 в пользу советской команды.

Можно также посмотреть этот эпизод с камеры, расположенной в углу площадки:

С этой точки кажется, что мяч все же летел мимо, но должен был удариться о дужку кольца. Тем не менее, это и есть "помеха попаданию"! Судья в поле должен быть уверен, что мяч никак не попадает в кольцо, чтобы не наказывать защитника за подобное действие (кстати, судья находился ближе к американской половине поля, так что он видел примерно то, что показано на первом видеофрагменте на этой странице). Если судья не уверен, попал бы мяч в кольцо или нет, он обязан в этой ситуации засчитать два очка. Почитаем правило (перевод мой) (Оригинал статьи 30 правил здесь -англ.):

Игрок защищающейся команды не должен касаться мяча после того, как тот начал движение вниз после броска по кольцу, до тех пор, пока мяч целиком находится выше уровня кольца.

Таким образом, оба видеофрагмента подтверждают, что имело место быть "помеха попаданию".

Можно попытаться возразить, что свисток раздался до того, как Александр Белов дотронулся до мяча (кстати, это его собственный аргумент), так что игра была уже остановлена.

В зале было так шумно, что я не смог определить, в какой именно момент раздался свисток. Покадровый просмотр позволяет определить, что Коллинз выпустил мяч из руки, еще находясь в вертикальном положении. Ясно, что свисток прозвучал позже. Обратимся к правилам (статья 81 полностью здесь - англ.):

Если фиксируется фол игрока, оппонент которого, продолжая движение, которое было начато до фола, забрасывает мяч, этот мяч должен быть засчитан.

Очевидно, что Коллинз начал прыжок раньше фола и намного раньше свистка.

Я думаю, что можно считать доказанным, что произошла "помеха попаданию" и неважно, что касание мяча защитником случилось после свистка.

Теперь разберемся с фолом. Прочитаем правила (статья 63 полностью здесь - англ.):

Если игрок защищающейся команды сфолил на игроке, который находился в процессе броска по кольцу,

1.Если мяч попал в кольцо, он должен быть засчитан, а мяч должен быть передан игроку для вбрасывания из-за лицевой линии.

Не сказано прямо, игрок какой команды должен вбрасывать мяч из-за лицевой, но понятно, что той, которая защищалась.

Поскольку Коллинз чуть позже забросил оба штрафных, ошибка судьи не оказала влияния на счет.

Итак, судьи начали серию грубых ошибок.